Ивама Айкидо рассматривается как традиционное Айкидо О-сенсея, которому он ежедневно обучал в Ивама и которое Морихиро Сайто Шихан преданно и достоверно донес до нас.
Для лучшего понимания того, почему Ивама Айкидо отличается от других стилей, практикуемых по всему миру, следует принять во внимание то, что Айкидо не получило международного распространения до окончания Второй Мировой Войны. Это искусство, в том виде, в котором оно по большей части практикуется сегодня, берет начало больше от интерпретаций ведущих учителей, таких как: Годзо Шиода, Коичи Тохей, Киссемару Уэсиба, Кенджи Томики, Минору Мочизуки и других учеников Уэсибы, нежели от самого основателя Айкидо. Начиная с 50-х годов, эти известные инструкторы вносили собственные изменения в искусство. Причина этого может быть найдена в событиях, относящихся к периоду 2-й Мировой Войны, когда Основатель надолго уединился в Ивама, а в организационной и административной деятельности штаб-квартиры Айкикай в Токио (Хонбу Додзё) росла роль и ответственность его сына. Почти все старшие ученики были вынуждены оставить свои тренировки в Ивама: многие во время войны, другие — сразу после неё. В те дни жизнь в Ивама была поистине суровой. Повсеместная бедность и нехватка еды заставляла людей усиленно работать, чтобы обеспечить проживание, поэтому все ученики Уэсибы не могли больше посещать додзё. В тот трудный период только Сайто Сенсей всегда оставался около Основателя, служил ему, выполняя даже грязную работу. Несмотря на то, что жизнь была очень тяжелой, Сайто сенсей имел великую возможность проводить с основателем больше времени, чем кто-либо еще до или после войны. О-сенсей глубоко доверял своему преданному ученику и учил его всему в теории и на практике.
Сайто сенсей никогда не осмеливался интерпретировать или менять то, что он получил от Основателя, он просто посвятил себя тому, чтобы запомнить, изучить и помочь своему сенсею.
Морихиро Сайто сенсей провел всю свою жизнь, сохраняя искренне Айкидо О-сенсея. Подход к тренировкам Сайто сенсея был уникален по сравнению с подходами других инструкторов в том, что он придавал одинаковое значение тайджитсу (тренировкам без оружия) и буки ваза (тренировкам с оружием), которое включает обучения «кен» (меч) и «джо» (палке). О-сенсей рассматривал эту неизбежную взаимосвязь между практикой тайджитсу, кен и джо, как определяющий фактор обучения Айкидо, и метод обучения Сайто Сенсея базируется на точном применении этих принципов.